+7(961)5093643
352472, Краснодарский край, Успенский район, с. Марьино, ул. Школьная, д.4
В помощь классному руководителю
Учитель кубановедения

 

В помощь классному руководителю

Возрастные особенности детей и подростков

Физический рост и развитие. Особенности поведения. Советы педагогу.
9 - 11 лет
• рост девочек опережает рост мальчиков
• вначале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее
♥ стремление повелевать у мальчиков, подчинённость у девочек
♥ энергичны, быстры в дейст¬вии, настойчивы, инициативны
♥ часты беспокойные состоя¬ния
♥ нуждаются в посто¬янной деятельности
♥ стремятся к большой мус¬кульной активности
♥ любят коллективные игры, споры
♥ боятся поражения, чувстви¬тельны к критике
♥ интересы постоянно меняются
♥ мальчики играют с девочка¬ми; стремятся к соперничеству, влюбчивы
♥ начинают осознавать нравст¬венные нормы
♥ пробуждаются интерес и лю¬бопытство ко всему вокруг ◙ чаще хвалите и поощряйте (даже словесно)
◙ используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускуль¬ной активности
◙ проводите коллективные спортивные игры, занятия по ин¬тересам
◙ разумно используйте и направляйте про¬буждающиеся у ребят интересы к окру¬жающему миру
◙ старайтесь об¬стоятельно отвечать на многочис¬ленные вопросы
12 - 14 лет
• девочки обычно выше маль¬чиков
• половое созревание
• быстрый рост мускулатуры
• переутомление опасно
• девочки менее активны ♥ мальчики склонны к группо¬вому поведению
♥ ребята испытывают внутреннее беспокойство
♥ антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга
♥ мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых
♥ дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета
♥ стремятся к соревнователь¬ности, подчиняют свои интере¬сы мнению команды
♥ сопротивление критике
♥ появляется интерес к заработку ◙ проводите коллективные игры (различные для мальчиков и девочек)
◙ проводите как можно больше спортивных игр
◙ используйте общий энту¬зиазм при выполнении пору¬ченных заданий
15 - 16 лет
• наступает зрелость, сопро-вождаемая физическими и эмо-циональными изменениями (у мальчиков примерно к 15 го¬дам, у девушек - к 13 годам)
• завершение роста скелета
• усиливаются различия, т. к. многие уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть
• мальчики отстают в развитии от девочек примерно на 2 года ♥ девочки начинают интересо¬ваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками
♥ наблюдается беспокойство о своей внешности
♥ растёт социальная актив¬ность
♥ стремление к достижению независимости от своей семьи
♥ поиск себя
♥ происходит выбор будущей профессии
♥ возникновение первой любви
♥ появляются крайности в по¬ведении, например, «я знаю всё!» ◙ оказывайте подросткам помощь в том, чтобы все они были приняты своими сверстниками
◙ старайтесь направлять деятельность подростков без излишнего вме¬шательства и давления
◙ следите за тем, чтобы ребята своевременно отдыхали
◙ учитывайте возрастные особеннос¬ти взаимоотношений мальчиков и девочек
◙ для мальчиков лучше органи¬зовывать спортивные соревнова¬ния, а девушек вовлекать в ак¬тивные дела в помещении, в ор¬ганизацию различных встреч

 

 

Памятка строгим родителям


Нельзя наказывать и ругать ребенка:
• когда он болен, плохо себя чувствует или еще не набрался сил после перенесенной болезни. В этот период детская психика особенно уязвима, а реакции непредсказуемы;
• когда он ест, перед сном и после сна, во время игры или работы;
• сразу после того, как он получил физическую или душевную травму, например упал, подрался, принес плохую оценку и т.д.;
• если он при всем старании никак не может победить страх, невнимательность, какие-то недостатки;
• если он очень подвижен, чем утомляет и нервирует вас;
• если он кажется вам несообразительным, неспособным, неповоротливым;
• если вы в плохом настроении, устали, чем-то огорчены или раздражены. Гнев, который вы в таком состоянии обрушиваете на детей, всегда несправедлив. Согласитесь, в таких случаях вы попросту срываете на детях зло.
Несколько «волшебных» способов, как обойтись без нотаций
• Попробуйте рассказать ребенку о ком-то, кто поступил так же плохо, как и он. Прекрасно, если это будет сказка или поучительная история. Ведь сказки известны как психотерапевтический прием. Полезно также рассказать о своем прошлом поступке, о котором теперь сожалеете.
• Можно с иронией похвалить детей за то, что они натворили. Например, шалуны разбили вазу. А вы им: «Молодцы! Теперь поставим цветы в банку. Так гораздо лучше! Смотрите, какой праздничной комната стала. А если разобьете и банку, будем ставить букеты прямо в ведро. Гости придут, увидят всю эту красоту — вот славно будет!»
Ироническая похвала — как стрела: всегда метко попадает в цель. Но будьте осторожны с насмешками, не переборщите.
• Не промахнетесь, если объясните плохой поступок ребенка мотивом, лучшим, чем на самом деле. Например, шалун, играя, пролил воду на пол. Сообщите всем, что он якобы хотел помыть полы. И дайте ему возможность это сделать.
Таких «волшебных» способов воспитания можно придумать множество.
Выбор за вами, дорогие родители. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше вас.
 

Тест для родителей

«Как Вы понимаете своего ребенка»


( на его вопросы можно отвечать: "да", "нет", «не знаю»)
1. На некоторые поступки ребёнка вы часто реагируете "взрывом", а потом жалеете об этом.
2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами других лиц, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребёнка.
3. Ваши интуиция и опыт - лучшие советники в воспитании ребёнка.
4. Иногда вам случается доверить ребёнку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
5. Вас обижает негативное мнение в вашем ребёнке других людей.
6. Вам случается просить у ребёнка прощение за своё поведение .
7. Вы считаете, что ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей.
8. Вы замечаете между своим характером и характером ребёнка различия, которые иногда удивляют / радуют/ вас.
9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребёнка.
10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребёнка, /даже, если у вас есть деньги / потому, что знаете, что ими заполнен дом.
11. Вы считаете, что до определённого возраста лучший воспитательный аргумент для ребёнка - физическое наказание /ремень/.
12. Ваш ребёнок именно таков, о каком вы мечтали.
13. Ваш ребёнок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
14. Иногда вам кажется, что ребёнок учит вас новым мыслям и поведению.
15. У вас конфликты с собственным ребёнком.

Интерпретация результатов теста:
За каждый ответ "ДА" вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 получаете 10 баллов.
За каждый ответ "НЕТ" на вопросы 1, 3, 5, 7, 9., 11, 13, 15 получаете 10 баллов.
За ответ "НЕ ЗНАЮ" на любой вопрос получаете по 0 баллов.

Посчитайте сумму баллов.

100-150 баллов. У вас большие способности к правильному пониманию собственного ребёнка. Ваши взгляды и суждения - ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, вас можно признать примером, достойным для подражания. Для идеала вам не хватает одно маленького шага. Им может стать мнение вашего собственного ребёнка. Рискнёте!
50-99 баллов. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя, И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребёнка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь их использовать. И не забывайте, что понимать - не всегда означает принимать. Не только ребёнка, но и собственную личность тоже.
0-49 баллов. Кажется, можно больше сочувствовать больше вашему ребёнку, чем вам, поскольку он не попал к родителю - доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но ещё не всё потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для своего ребенка, попробуйте иначе. Может быть, вы найдёте кого-то, кто вам в этом поможет. Это будет нелегко, зато в будущем вернётся благодарностью и сложившейся жизнью ребёнка.

 

 

Тест
«Стиль семейного воспитания»

Выберите один наиболее предпочтительный из четырех вариантов.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, имеющая мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)
Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)
В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Футер.)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?
А. Если просит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды не долгие.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию вашего ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут обходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей
Отпустили бы вы его?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Он вполне разумный человек, чтобы сам принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Обработка результатов

Стиль поведения Номера вопросов
                                1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
авторитетный         Б В В Г В Г А Б Г Б
авторитарный         А А Г В Б Б Б А А А
либеральный           В Б Б Б А А Г В В В
индифферентный    Г Г А А Г В В Г Б Г
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения.
Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определённый стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идёт о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют чёткие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы всё-таки хотите видеть своего ребёнка, также и самого себя как родителя.
Авторитетный стиль. Вы осознаёте свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним самим признаёте право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматри¬вать свои позиции.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, вы не склонны к запретам и
ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!