+7(961)5093643
352472, Краснодарский край, Успенский район, с. Марьино, ул. Школьная, д.4
Методическая копилка
Учитель кубановедения

 

Методическая копилка

Географическая карта Краснодарского края

 

 

Тема: «Пасха в Кубанской семье»
Цели: расширение знаний обучающихся о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха.
Задачи:
1. Познакомить школьников с традициями празднования Пасхи.
2. Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща, поиск информации, прививать интерес к православной культуре .
3. Показать возможность творческой деятельности на практике.

Оборудование: мультимедийная презентация, стихи,
пословицы, рисунки учащихся.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы урока.
Учитель читает стихотворение.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля!
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

3.Беседа по вопросам:
- О каком празднике рассказывается в стихотворении?
- Какие чувства вы испытываете слушая его?
- В какое время года празднуется этот праздник?

4.Рассказ учителя: Как начинается традиционное празднование Пасхи? Вам интересно узнать это?
Первый день недели начинается с воскресенья.
Задолго до полуночи в храмах начинается праздничное богослужение. Верующие одеты в светлые одежды. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении Пасхального торжества. Священники исходят из алтаря и вместе с народом обходят церковь с пением: «Воскресение Твоё, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Все молящиеся идут с зажжёнными свечами. Этим выражается духовная радость Праздника. Шествие останавливается у затворённых ворот храма, и священник трижды возглашает радостную весть: «Христос воскресе из мёртвых...» Двери храма открываются, и шествие во главе со священником вливается в сияющий храм. Далее поётся канон, все песни которого разделяются многократным возгласом: «Христос воскресе!» На что верующие отвечают: «Воистину воскресе!» В конце утрени все поздравляют друг друга, читается слово святого Иоанна Златоуста и начинается литургия, в конце которой освящается пасхальный хлеб — Артос, служащий пасхальным благословением. Царские врата открыты и не закрываются всю пасхальную неделю. Во время службы освящаются куличи, пасхи, крашеные яйца и другая пасхальная снедь. Пасха празднуется 40 дней, вплоть до праздника Вознесения Господня. Есть в пасхальной ночи тот миг, когда происходит необъяснимое: вот, казалось бы, все устали и изнемогают от сонливости. Но вдруг ударяет в сердце такая благодать, что нет ни сна, ни усталости...
Дети, давайте попробуем ответить на вопросы, дадим определение основным понятиям урока.
Воскресение – день возобновления жизни.
Имя ИИСУС значит Бог спасает.
Пасха- воскресение жизни.
Благодать — сила Божья, которой совершается спасение человека. Таинства сообщают человеку благодать Божью, которая вселяется во внутреннюю, духовную жизнь человека и изменяет её.
Главный подарок пасхального праздника – пасхальное яйцо.
Рубрика « Это интересно».
В дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посещать молитве, добрым делам. На Пасху пир горой, на стол подаются крашеные вареные яйца, куличи( сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника,-пасха.
Соблюдение поста « Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но становясь легким, укрепляется для принятия даров.
Святитель Иоанн Златоуст.
Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока.
Пасха Христова (буквально слово «ПАСХА» в переводе с древнееврейского языка означает «переход», « избавление»).
Работа над пословицами.
- В чем заключается смысл пословиц?
- Какая народная мудрость заложена в них?
• Помоги Боже, кому Бог поможет, а кому поможет, за того и мы.
• Аще бы не Бог, кто бы нам помог!
• Помогай Бог и вашим, и нашим.
• Никто не может, так Бог поможет.
Задание: зарисовать пасхальные угощения.
Итоговая беседа по вопросам.
- Какие пасхальные угощения вы знаете?
- Что значит христосоваться?
- Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
- Какие обычаи соблюдают христиане во время празднования Пасхи?
- В чем состоит христианский пост?
Домашнее задание.
Рисунок на тему « Православный праздник - Пасха»


 

Тема. «Поэты и писатели Кубани»
Цель: формировать целостное представление о кубанской культуре и казачьем быте; обобщить знания учащихся о творчестве кубанских поэтов и писателей; развивать интерес к литературе родного края и желание ее изучать;
Оборудование: таблички с названиями команд: «Казаки», «Атаманы», «Кобзари», «Есаулы»; портреты писателей - К. Обойщикова, В. Неподобы, Варвары Бардадым, В. Нестеренко и любых 2-3 других, известных детям; нумерованные листочки с ячейками, в которые будут вписываться фамилии поэтов.
План урока.
I Орг. момент.
Учитель: Друзья!
Наш край – Кубань – богат!
В нем нивы тучные растят,
Хлеб засыпают в закрома,
Возводят новые дома,
Машины строят, сталь куют,
Удобную мебель создают …
Всех этих добрых дел творцы –
Умельцы, славные кубанцы.
Они – волшебники труда,
В работе первые всегда.
(В. Нестеренко)

Благодатен и славен Краснодарский край – край интенсивного сельского хозяйства, край высших учебных заведений и многих научно-исследовательских институтов, край первоклассных курортов и великолепных ландшафтов, край двух южных морей Черного и Азовского. Едва ли можно назвать такое место в стране – город, край или область, где не пользовались бы изделиями краснодарских заводов, продукцией легкой и пищевой промышленности Кубани. Твердые и ценные сорта пшеницы, рис, фрукты, овощи, превосходный чай, сахар и др. дает Кубань. А кубанской земле возделывается больше ста сельскохозяйственных культур.


Но не только урожайными нивами, садами, бахчами и овощами славится кубанская земля, она богата и знатными людьми, чьи трудовые подвиги известны далеко за пределами края.
Интересна, богата событиями история краснодарского края. Есть, что показать, есть о чем рассказать из прошлого и настоящего Кубани. С Кубанью связано много имен выдающихся писателей: А.Пушкина,
Ю. Лермонтова, Л. Толстого, М. Горького, А. Фадеева, А. Толстого и многих др.
Не остаются в долгу перед любителями словесности и наши кубанские поэты и прозаики И. Варавва, В. Неподоба, К. Обойщиков,
А. Пивень и многие другие. Композиторы Кубани на многие стихи наших поэтов написали музыку.

II Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке Кубановедения мы обобщим знания о творчестве кубанских поэтов и писателей. А поможет нам в этом популярная игра «КВН».
(Учащиеся класса заранее разбиваются на 4 команды, в каждой по 5-6 человек.)

III Выступление команд.

1. Конкурс «Приветствие».

Вы знаете, что каждая игра «КВН» начинается с приветствия команд. В нашем клубе веселых и находчивых этот конкурс заключается в следующем: каждая из команд в порядке жеребьевки должна выбрать себе название из представленных на доске табличек. После этого участники игры должны оригинально представить свою команду и объяснить смысл или значение, выбранного ими названия.

Возможные варианты названий команд.
• «Казаки» - 1 в старину на Украине и в России: члены военноземледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства;
2 крестьяне, потомки таких поселенцев, а также бойцы воинской части, состоящей из этих крестьян.

• «Кобзари» - украинский народный певец, играющий на кобзе (старинный щипковый музыкальный инструмент)

• «Атаманы» - название военных должностей в казачьих областях и в казачьих войсках; лицо, занимающее такую должность.

• «Есаулы» - казачий офицерский чин, равный капитану в пехоте, а также лицо, имеющее этот чин.

2. Конкурс «Картинная галерея».

Каждой команде необходимо вытянуть из рук учителя листок с номером, на котором нужно вписать фамилию поэта, произведения которого изучались, после того, как учитель напомнит некоторые автобиографические сведения о нем. Количество ячеек на листке должно совпадать с количеством букв в фамилии.
После этого нужно будет найти портрет писателя среди приготовленной к уроку «Картинной галереи», а так же прочитать одно или несколько стихотворений, написанных этим поэтом.

• Он начал писать свои первые стихи в 4-м классе. В Краснодарском книжном издательстве вышло 13 поэтических сборников. Из них 5 для детей. В 1993 году он издал лирический репортаж «Путешествие по «Родине», о людях колхоза «Родина» Усть-Лабинского района. Во втором классе мы познакомились с его книгой «Зайка-пешеход».

О Б О Й Щ И К О В
Дети читают стихотворение Кронида Обойщикова «Кубань – земля такая»



Кубань – земля такая:
Лишь первый луч скользнет –
И поле оживает,
И гром земной плывет,
И землю плуг срезает,
Как масло.
Круглый год
Здесь что-то засевают,
И что-то убирают,
И что-нибудь цветет.
Кубань – земля такая:
От края и до края
Две Дании войдет.
Омытая морями,
Укрытая в леса,
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
А снежные вершины –
Как воина седины,
Как мудрость старины.
Кубань – земля такая:
В ней слава боевая
И слава трудовая
Цементом скреплены.
Цветет в Новороссийске
Священная земля.
И, словно обелиски,
Застыли тополя.
Кубань – земля такая:
От хлеба золотая,
Степная сторона.
Гостей она встречает,
И песни запевает,
И душу открывает,
Прозрачную до дна.
Казачка огневая,
Красива, молода,
Кубань – земля такая:
Однажды приласкает -
Полюбишь навсегда!



• Этот кубанский поэт свой сборник стихов «Солнышко проснулось» посвятил своей дочке Даше. Читая их во 2 классе, вы убедились, что они помогли вам почувствовать и увидеть красоту живой природы, понять, что такое настоящий труд, Родина, семья. В настоящее время он – автор 14 книг поэзии и прозы для взрослых и детей.

Н Е П О Д О Б А

Дети читают стихотворения Вадима Неподобы.


«В зоопарке»

Я с папой в зоопарке
Вчера была полдня.
Олени, леопарды
Смотрели на меня.

Звала меня мартышка
С малышкой на спине.
Ломал решетку мишка,
Чтоб подойти ко мне.

Тигренок р-рыкнул близко,
И лапу подал он.
Раскланивался низко
Передо мною слон.

Лисята подбежали
И стали у дверей…
Ну как они узнали,
Что я
люблю
зверей?..
«Считалка»

Раз, два, три, четыре, пять.
Я легла в кроватку спать.
Мне не нужно «баю-баю» -
Я сама себе считаю,
Чтобы крепко-крепко спать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз –
Заснул в снегу зайчишка.
Два –
Заснули в норке мышка.
Спят под крышей снегири –
Три.
По местам своим в квартире
Спят игрушки все –
Четыре.
Спит луна на тучке –
Пять.
Даша тоже хочет спать.




Возможные варианты чтения наизусть стихотворений из сборника
В. Неподобы «Солнышко проснулось»:
«Скакалка», (стр. 21)
«С добрым утром», (стр. 26)
«Непоседа», (стр, 30)

• Этой кубанской поэтессой очень забавно и весело написан сборник стихов для детей «Хозяюшка». Все ее стихи пронизаны любовью к детям, их маленьким горестям и радостям.
Б А Р Д А Д Ы М

Представители третьей команды читают наизусть стихотворения Варвары Бардадым.


«Не грусти»

Мне кивает головой
Колокольчик голубой.
Наклонилась я к нему,
Не звонит он.
Почему?
Может, скучно одному?
Не грусти!
Печаль пройдет.
Утром солнышко взойдет.
И запляшет над тобой
Мотылек озорной.
И закружат пчелы
Хоровод веселый.
И синичек стая
Крикнет, пролетая:
- С добрым утром!
Привет!
Улыбнешься ты в ответ
И поймешь – грустить нельзя,
Если рядом есть друзья.

«Плакса»
Дочка целый час ревела.
Маму слушать надоело.
Прочь ушла она: устала.
Дочка плакать перестала.
Говорит ей папа в шутку:
- Еу, поплачь еще минутку!
Замахала дочь руками:
- Не тебе я плачу –
Маме!
«Летчик»
Был матросом я вчера.
И шофером был я.
Нынче новая игра:
Руки будто крылья…
Я раскинул их вразлет –
Превратился в самолет.
Я лечу по улице.
Бабушка волнуется
И летит за мной вослед,
А за бабушкою дед,
А за дедушкой Трезор.
Я пикирую на двор,
Делаю посадку,
На горох,
На грядку.

Возможные варианты чтения наизусть стихотворений из сборника
В. Бардадым «Хозяюшка»
«В школу» (стр. 39)
«Дежурный» (стр. 40)

• Этот поэт родился и живет в станице Брюховецкой. Автор шести детских книжек. Он хорошо знает и понимает жизнь сельских детей, о них и рассказывает он в своем сборнике стихов «Лошадка». «Раз – загадка, два – отгадка» - это для ребят которые очень любят отгадывать загадки.

Н Е С Т Е Р Е Н К О

Представители четвертой команды читают наизусть стихотворения В. Нестеренко. Возможно проведение конкурса на лучшего знатока отгадок.

«Колесо обозрения»

Лучший день – воскресенье –
Наконец-то настал!
Колесо обозренья –
Как о нем я мечтал!
Поднимаюсь все выше
Над станицей моей –
Все сильнее я слышу
Запах спелых полей.
Вот знакомая речка –
У далекой межи –
Темно-синим колечком
На просторе лежит.
Птиц веселое пенье
Рвется к солнцу звеня…
Колесо обозренья
Опускает меня.
Колесо обозренья –
Нужно взрослым сказать –
Колесом удивленья
Я прошу называть.
«Друзья»
Мы с Полканом не скучаем,
Мы большие сним друзья:
Вместе бегаем и лаем –
Друг без друга нам нельзя.
Я ношу Полкану кости,
А когда приходит ночь,
Просит пес:
- К тебе бы в гости…
Как лохматому помочь?..
- В будке пусть живет дворняжка!
- Мне твердят, а я все злюсь:
- Знай, Полкан, мне очень тяжко –
Я к тебе переселюсь.

«Мороз»

В конце октября,
Не спросив разрешенья,
Прервав загражденья
Из вороха туч,
Пробрался в осенние
Чудо-владенья
Морозец, который
Был очень колюч.
И осень вздохнула
Тревожно, устало,
И был листопад
Одинок-одинок,
А черное поле
Серебряным стало,
И зеркало лужицы
Склеил ледок.

3. Конкурс «Автобиографический».

Учитель На предыдущих уроках во втором и третьем классах мы познакомились с жизнью и творчеством многих писателей нашего края. Каждой команде дается 3 минуты для того, чтобы вы подумали, кого из писателей и поэтов вы бы хотели нам представить сегодня.

Возможные варианты ответов.

• Иван Федорович Варавва
Родился 5 февраля 1925 года в донской слободе города Ракова, ныне город Новобатайск Самарского района Ростовской-на-Дону области, куда вынужденно переселились с Кубани его предки после окончания гражданской войны. В 1932 году семья поэта вернулась на Кубань: сначала в станицу Кущёвскую, а потом в Староминскую.
Прямо со школьной скамьи, в свои неполные восемнадцать лет, Иван Федорович уходит добровольцем на фронт. Его военный путь начался под городом Хадыженском, где он принимает боевое крещение. Двадцатилетним сержантом в мае 1945 года молодой поэт оставил свой первый автограф на стене рейхстага, в Берлине. Награжден тремя боевыми орденами и медалями.
В столичных и краснодарских издательствах опубликовано более тридцати поэтических книг.

• Пивень Александр Ефимович (1872-1962)
Его родовая фамилия – Пивень (петух, кочет) как бы предвещала славное будущее певцу родного края.
Родился он 3 (15) июня 1872 года в станице Павловской. Отец, Ефим Григорьевич, служил псаломщиком при местной Успенской церкви. Человек исключительно честных правил, личным примером прививал сыну нравственные качества своего старинного рода. Мать – дочь священника – дочь священника – была женщиной образованной и начитанной. Пяти лет он умел читать, писать, знал таблицу умножения. Отец гордился успехами первенца. Частенько при гостях Саша декламировал звонкие вирши. Гости хвалили смышленого хлопчика, предсказывая ему большое будущее.
На семью свалилось горе – умерла мать. Предоставленный самому себе, малыш подружился с соседскими мальчишками, бродил по станице и, голодный, совершал казачьи набеги на чужие сады и огороды. А чуть подрос, его отдали в станичную школу. Учился на удивление всем – круглый отличник.
С самых ранних лет он жил в гуще народной, видел жизнь без прикрас. Слышал раздольное пенье казачек, быстро схватывал и запоминал всякие присказки, смеховинки и поговорки из казачьего быта.
Все годы Пивень собирал песни и поговорки, особенно любил записывать «побрехеньки», брызжущие народным юмором. Люди не унывали, не теряли бодрости духа, не смотря на тяжелые условия жизни, на повальные болезни (то холера, то чума), стихийные бедствия (то буря, то наводнение, то град с куриное яйцо). И Александр Ефимович заражался этим безунывным восприятием бытия.

• Виталий Петрович Бардадым

Родился 24 июля 1932 года в Краснодаре в семье потомственных казаков.
Кубанцы его знают как историка – очеркиста, краеведа. Много лет он ходил по екатеринодарским дворикам. Ездил по казачьим станицам, по разбитым кубанским монастырям, встречался со старожилами и собирал живую историю Кубани.
Историко-краеведческие публикации В. Бардадыма впервые воскресили многие страницы родной истории, имена выдающихся деятелей отчего края.

• Валерий Николаевич Кандауров

Родился в январе 1949 года в Усть-Лабинске Краснодарского края в семье рабочего. Учился в музыкально-педагогическом училище, музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова и Краснодарском институте культуры. С 1970 года работал музыкальным руководителем в п/лагере, музыкальным работником детского сада, зав. Народным отделением в музыкальной школе Усть-Лабинска. С 1980 года преподаватель музыки в Социально-педагогическом колледже. Директор п/лагеря «Казачья вольница». Руководил самодеятельными детскими и взрослыми хоровыми коллективами, с также оркестрами народных инструментов.
С августа 2001 года начальник отдела по культуре, делам молодежи, физкультуры и спорту Усть-Лабинского района. Отличник народного образования, награжден 3-мя правительственными наградами.

• Виктор Стефанович Подкопаев (1922 – 1973)

Родился 3 октября 1922 года в Курской губернии в селе Ключи, которое славилось своими сладкими холодными ключами, давшими имя этому небольшому русскому поселению. 16-летним подростком он связал свою судьбу и жизнь с Кубанью, названной им поэтически точно и образно – «краем тополиным». Первые стихотворные опыты его опубликованы, когда ему было двадцать лет. Ободренный доброжелательными откликами, Виктор Подкопаев свой поэтический дар сполна, с истиной щедростью русской души, отдал Кубани, ее трудолюбивым людям, благодатной земле, которая его поила и кормила, и создала имя поэта. Свои стихи В. Подкопаев не сочинял в пустом кабинете, мучительно подперев подбородок рукой, - строчки лились сами собой, как степной поток – потому что поэт жил каждодневными думами своего края, его свершениями.
Последний, 1973 год был очень напряженным и деятельным в жизни В. Подкопаева. Он, как всегда, много работал, разъезжал по краю, выступал в станичных клубах, писал боевые публицистические стихи. Готовил новый сборник. Он не щадил себя – жил и горел. И в этом видел смысл своей жизни. В такой напряженной до предела обстановке сгорело его сердце.
…И прошло четверть века как ушел от нас добрый друг и поэт В. Подкопаев. Но его душевная искренность, его доброта живут: они звучат в каждой строке его стихов, что оставил Виктор Стфанович людям на память…
4. Конкурс «На театральных подмостках»
Учитель Наш следующий конкурс не только заключительный, но и самый зрелищный. Каждая команда заранее должна была подготовить инсценировку, в которой бы отражался быт и культура кубанского казачества.

Возможные варианты инсценировок.
• Забавная побасенка «Чи кораблi ïдять, чи нi?», записанная Александром Пивнем.
Мальчики в казачьих костюмах разыгрывают диалог.

«Зустрились у станицi на базарi два захожих парня, та й завели таку балакачку:
- Здоров, брате!
- Здоров, Кiндрате!
- Вiдкiля iдеш?
- Вiдсиля не видно.
- Хiба дуже далеко?
- А вже ж далеко!
- Як?
- Та так, що ти там зроду не був!
- Чи-ба! А може й був?
- Де тобi там бувать! Тебе й по мордi видно, що iще ти не був у бувальцях!
- Та брешеш! Може бiльше тебе бачив!
- Що ти там бачив?
- Скрiзь бував iвсячину бачив!
- А ти ж у Ананi був?
- А то нi? Ще раньше тебе!
- А де ж вона?
- Протiв неба на землi!
- Не хвастай! Я добре знаю, що ти там не був.
- Ов-ва!
- От тобi й ов-ва!
- Брешеш, був i усе там бачив!
- Що ж ти там бачив?
- Га?
- Що ж ти там бачив, питаю?
- Що я там бачив?
- Э?
-Усе!
- А кораблi бачив?
- Що?
- Кораблi.
- А тож як! Ще б пак не бачив! Может и ïх не бачив? А я ïх ïв!
- Ĭв? Ото дурный! Вони ж деревьянi!
- Хто?
- Кораблi! Хiба ïх ïдять? На ïх ïздять!
- Тю! Так то я забув! Я думав, що то тi раки, що у морi живуть».

• Инсценирование сказки «Тройная благодарность», обработанной Б. Алмазовым

Оформление: несколько пеньков, веточки деревьев, с одной стороны - из куска материи выложить лужицу, с другой два ученика держат горизонтально синюю ткань, которая имитирует реку, несколько деревьев с осенней листвой.

Выходит мальчик в костюме солдата.-казака. Видит в луже барахтается муравей (мальчик в шапочке муравья) – тонет. Солдат подает муравью соломинку, по которой муравей выбирается на сушу.

- Спасибо тебе, казак, за помощь!
- Не стоит благодарности! Велика ли помощь: соломинку подать.
- Для тебя соломинка, а для меня – жизнь! Настанет время, я тебя трижды отблагодарю .
- (казак смеется) Какая может быть помощь от такого маленького муравья? (расходятся в разные стороны.)

На казака нападают абреки (два мальчика в соответствующих костюмах). Они связывают казака веревками .Дорогой казак пытается вырваться. Вдруг он слышит голос муравья (записанный на аудиокассету).
«Не показывай виду, казак, что ты будешь развязан. Я веревку перегрызу как дойдете до поворота – прыгай в реку и плыви, абреки тебя не догонят – плавать не умеют.»
Солдат «отбрасывает абреков, один из них падает «замертво», другой пытается выстрелить из ружья .
Казак имитирует плавательные движения (для этого ребята, держащие ткань, слегка потряхивая ею изображают волны, а мальчик – казак размахивает руками, то появляется, то исчезает).
Снова звучит голос муравья в записи:
«Плыви дальше я укушу стрелка в щеку , он потеряет прицел».
Абрек бросает ружье и с криком убегает. Солдат выходит из реки, садится на пенек, усталым голосом говорит:

- Осень. С полей все убрали. Ни кукурузного початка, ни пшеничного колоса нет, чтобы подкрепиться. Благодарю тебя, Господь Бог за то, что умираю ни в плену, а на вольной воле, хоть и в чужой стороне.

Снова слышится голос муравья:
«Рано тебе, казак, умирать .У тебя еще и срок не выслужен, и дети не подросли! Не горюй, за мной еще третья служба есть».

Наползают муравьи (мальчики в соответствующих костюмах) и каждый приносит казаку пшеничное зернышко. Казак «съедает» зерно ненадолго засыпает, а проснувшись, потягивается (во время сна может звучать музыка) и говорит:

- Ну спасибо, муравей, за помощь!
- Велика ли помощь – зернышко принести!
- Для тебя зернышко, а для меня – жизнь!
- Ну что, (смеется муравей) понял теперь, что и от малого добра большая польза бывает.

• Инсценирование детских колядок и щедровок.

Выходят дети в костюмах ряженых, отправляющихся колядовать и щедровать.




***
Коляд, коляд, колядныця,
Добра з мэдом паляныця,
А без мэду ни така,
Дай, тётка, пьятака,
Ны дасы пьятака –
Возьму быка за рога,
А кобылу за чупрыну
Да й повыду на могылу,
А з могылы та й в кабак,
Та й пропью за пьятак!
Оставайся дядько, так.

***

Щедривочка щедрувала
До виконца прыпадала.
Шо ты, тётка, наварыла,
Шо ты, тётка, напыкла,
Нысы нам до викна.

***

Я девочка младэнька,
В мэнэ юбка новэнька,
Черевычкы козловэньки,
Будтэ с празнычком здоровэньки!

***

Я малэнький мальчик,
Стал на стаканчик,
А стаканчик – хруп!
А ты, дядя, давай руп!




***
Щедрык, вэдрык,
Дайтэ варэнык,
Грудочку кашкы,
Кильце ковбаскы!

***

Колядин, колядин,
А я в бабушки адин,
А вы мене не пытайтя,
Три копейки дайтя.

***

Каледа, каледа
Нынче хлеба ни едят.
Дай, бабка, пирога,
одну бочку тварага!

***

Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И богатством;
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!






• Инсценирование стихотворения В. Бардадыма «Как в казаки принимали».
В сценке участвуют: автор, атаман, мальчики в костюмах казаков-новобранцев – 3 -5 человек, писарь.

АВТОР Как на службу принимали молодцов -
Посбегались станичане всех концов.
АТАМАН Где те хлопцы?
АВТОР Поднял брови атаман.
И спросил с ухмылкой хитрой станичан:
АТАМАН Где лебедики, что плыли по земле?
Где любезные, что спали во седле?
Пили горькую с маком, ели печево с таком?
Где соколики, что жаждут постромы?
АВТОР Новобранцы закричали:
НОВОБРАНЦЫ Это – мы!
Добре! Добре! Ну, а чей ты?
Говори!
АТАМАН Тут, я бачу, все вы, хлопцы,
Главари!
КАЗАК 1 Я Ивашкой Дулей батьком наречен.
АТАМАН С твоей страшной волчьей ряшкой ты смешон!
Будешь Волком прозываться ты, браток.
А пока ему затрещин дать с пяток!
Ну, а ты чей будешь, хлопец удалой?
Ты – с нечесаной, кудлатой головой?
КАЗАК 2 Я – Зиновий Горох, да простит меня бог!
АТАМАН Не годится то прозванье!
С сего дня – Писарчук, а ну пиши-ка:
Фрол Мотня!
Как же поп тебя, мой сокол, окрестил?
АВТОР Атаман другого хлопца вдруг спросил
КАЗАК 3 Я без пачпорта, кошовый, без имён
Ненароком на свет божий был рожден.
АТАМАН Может, хлопче, ты чужой и басурман?
КАЗАК 3 Милуй бог! Я, батько, бедный, из крестьян!
Я споткнулся, окунулся во реку -
Потерялось моё имя на веку!
АВТОР Вся толпа захохотала, будто гром
Прокатился над станицей, над бугром
И, любуясь крепкой силой молодца,
Атаман похлопал спину удальца.
И ударил кулаком он по доскам –
И чернила по скатерке расплескал.

АТАМАН Запиши его в реестру:
Нил Силач!
АВТОР С перепою писарь вывел:
Нил Сопач!..
В пластуны записан хлопец
Волк Иван –
Он разведчик и гроза для басурман.
И прославился отвагой
Фрол Мотня:
Невредимым выходил он из огня.
А Сопач остался силачом,
Страх ему неведом, нипочём:
Бьет врага и шашкой, и плечом
Булавой казацкой – кулаком!

IV Итог урока. 

Тема: «КУБАНЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».
Задачи:
1. Определить ход мобилизации в первые месяцы войны.
2. Дать представление о режиме фашистской оккупации.
3. Показать героизм воинов Красной армии и тружеников тыла.
4. Воспитывать патриотизм, гордость за подвиг своих земляков во время Великой Отечественной войны, готовность к защите Отечества, уважение к ветеранам войны и труда.
Учебное оборудование: атлас истории Кубани, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Эпиграфы:
«Помните! Через века, через года. Помните!».
«Все для фронта, все для Победы!»
«Фашистам много жарких бань Дала советская Кубань».
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала.
План:
1. Начало войны. Мобилизация.
2. Планы гитлеровцев
3. Оккупационный режим. Расстрелы, угон в рабство.
4. Борьба с оккупантами.
(Заранее раздаётся материал учащимся)
1-ый учащийся: 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз.
Известие о начале войны всколыхнуло кубанцев. 23 июня в крае было введено военное положение. Жители Кубани рвались на фронт только с одной целью - беспощадно громить врага. Никто из них не мог предположить, что немцы окажутся на территории края. К январю 1942 года более 370 тысяч кубанцев были призваны в армию, а к августу1942 г. – 600 тысяч. Промышленность и сельское хозяйство Кубани спешно перестраивалось на нужды обороны.
Многие сыны Кубани столкнулись с врагом уже в первых приграничных боях. Геройски проявили себя кубанцы, участвовавшие в обороне Брестской крепости.
2-ой учащийся: В плане гитлеровских стратегов особое значение придавалось захвату крупных топливно-энергетических и продовольственных ресурсов Северного Кавказа с богатыми и плодородными землями Дона, Кубани, Ставрополья, грозненской и майкопской нефтью. Победа в битве за Кавказ стала одним из важных слагаемых коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
3-ий учащийся: 24 июля 1942 года фашистские войска устремились на Кубань. На этом направлении германское командование сосредоточило значительные силы, которые превосходили части Северо-Кавказского фронта.
Устанавливая на Кубани свой «новый порядок», фашистские власти рассчитывали на то, что найдут поддержку среди казаков, многие из которых были недовольны советской властью.
Бывший белогвардейский генерал А.Г.Шкуро, казак ст. Пашковской, долгое время проживавший в эмиграции, явился в родные края вместе с оккупантами. Шкуро разъезжал по станицам под черным знаменем с изображением волчьей головы и всячески превозносил свои «подвиги» в борьбе с большевиками.
4-ый ученик: Аграрная политика оккупационных властей была крайне непоследовательной. Заявления о роспуске колхозов не подтверждались практикой. На большей части казачьих территорий колхозная система была сохранена, а кое-где (в том числе и на Кубани) даже ужесточена.
Фашисты угоняли советских людей на рабский труд в Германию. 130 581 человек кубанцев было отправлено «в третий рейх», из их – 81 089 женщин и 38 022 ребёнка. Вернуться после войны на Родину удалось не многим.
Немецкие власти за любую провинность установили жестокие наказания, чаще всего – расстрел. Если же жертвой партизан становился немецкий солдат, то фашисты казнили десятки заложников (до сорока человек).
5-ый ученик: В Краснодаре немцы использовали «душегубки» - специальные машины для умерщвления людей. В фургон загоняли до восьмидесяти человек, после чего пускали туда выхлопные газы. Люди умирали в страшных мучениях, трупы палачи закапывали во рву у Первомайской рощи. Правда об этом «изобретении» технической мысли фашистов, которые циничной экономностью сумели использовать даже выхлопные газы, потрясла весь мир.
6-ой ученик: 13 ноября были расстреляны все жители поселка Михизеева Поляна Мостовского района – 207 человек, большинство из них – дети. Ужасы оккупации испытали на себе жители Кропоткина, Армавира, Ейска, Майкопа, и других городов и станиц края. В Кошехабльском районе Адыгеи было казнено около четырехсот человек. Только в столице Кубани фашистами было уничтожено свыше 13 тысяч человек. Оккупантами разрушались дома, здания кинотеатров, детских садов и школ, музеев и библиотек. Все наиболее ценное отправлялось в Германию. Вывозился даже знаменитый кубанский чернозем.
7-ой ученик: Вместе с тем с каждым днем ширилась борьба с врагом. 86 партизанских отрядов атаковали комендатуры и полицейские участки, а иногда и гарнизоны противника, взрывали мосты, нарушали коммуникации немцев. На Кубани была развернута партизанская война. Налеты партизан были стремительными и неожиданными для немцев. Панически боялись народных мстителей всевозможные пособники фашистов из числа местных жителей: на пощаду со стороны партизан рассчитывать им не приходилось. Именно изменники большей частью способствовали тому, что немцам удавалось выйти на след подпольщиков и партизан. Так, бывший сторож горисполкома г.Ейска выдал фашистам около ста человек.
Активно действовали и подпольщики. Им помогали и многие казаки, ранее служившие у белых. Они не пожелали сводить счеты с советской властью и боролись с оккупантами. Атаман станицы Пашковской К.Н.Чуприна выполнял различные задания местного партизанского отряда. Кубань не приняла «новый порядок», навязанный гитлеровцами, и сопротивление захватчикам нарастало с каждым днем.
УЧИТЕЛЬ: Жители Краснодарского края героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Во время оккупации немцы установили в крае «новый» порядок – насилие, грабеж, убийства угон в Германию. Но наш народ стойко вынес все тяготы войны. В результате упорных кровопролитных боев врагу не удалось захватить Кубань.
Желаю вам, родные, дорогие
Не видеть разрушительной войны.
Но вдруг случится, скажут свое слово
И в строй армейский встанут снова
Кубани нашей славные сыны! (К.Обойщиков)
Домашнее задание: стр. 59-65, ответить на вопросы.

 

 

Сценарий праздника Первого звонка "Олимпийский старт Кубани". Учитель кубановедения: Лукьянченко С.В. 
Сценарий праздника Первого звонка
в МБОУСОШ № 12с. Марьино
муниципального образования Успенский район
2013-2014 учебный год
(Звучат школьные песни. Построены все классы, кроме 1-х).
ХОД ПРАЗДНИКА
Хореографический коллектив «Веснушки» исполняет школьный вальс.
Ведущий Диана
День Знаний – старт больших дерзаний.
Старт важных дел, призыв к мечте.
Мы все уверены: он станет
Ступенькой к новой высоте.
Ведущий Вероника
Мы покорим её стараньем,
Сумеем на неё взойти.
Ведущий Диана
Здравствуй, здравствуй, праздник знаний,
Начало славного пути.
Ведущий Вероника
Доброе утро!
Мы рады вам всем – любимым учителям, дорогим ученикам, верным друзьям, заботливым родителям и уважаемым гостям!
Ведущий Диана
Вся семья большая наша в сборе.
Загорели все и подросли.
Только что – то нету среди нас
Первоклассников – наш самый младший класс.
Ведущий: Сегодня 25 первоклассников впервые переступят порог нашей школы, как её полноправные хозяева – ученики. Их поведут в волшебную Страну Знаний замечательные педагоги.
Встречайте: 1 класс и их классный руководитель учитель высшей категории Рязанцева Лариса Ивановна
(Выход первоклассников под музыку «Учат в школе» или «Первоклассник»)
Ведущий.
Школа смирно!
Право поднять флаг России предоставляется отличнику трудовой четверти, победителю спортивных соревнований Дмитриеву Руслану.
Право поднять флаг Кубани предоставляется лидеру школьного самоуправления, отличнице учебы Ерохиной Наталье.

Звучат Гимн России и Кубани (хоровое исполнение гимна школой)
Ведущий: Торжественную Линейку, посвящённую началу нового учебного года, объявляем открытой.
Ведущий.
Слово для поздравления предоставляется:
директору школы Шундеевой Е.В;
Слово для поздравления первоклассников предоставляется первому заместителю главы администрации Успенского района по финансово-экономическим вопросам Шевченко Виктории Викторовне;
3. Слово для приветствия передается депутату районного совета депутатов Успенского района, генеральному директору ЗАО «Марьинское», генеральному директору нашей школы, любимому и дорогому - Маркарьяну А.С.
Слово для поздравления предоставляется заместителю главы Вольненского Сельского поселения –
5. На нашем празднике присутствует почетный гость школы, слово для поздравления передается председателю совета ветеранов Удовиченко Раисе Ивановне;
6. Слово от имени родителей первоклассников предоставляется – Горшковой Ирине Владимировне

Ведущий Диана
1 СЕНТЯБРЯ - океан цветов, облака белых бантов, миллионы улыбок, симфония радостного смеха, школьных песен и первого звонка!
Дорогие первоклассники, 2014 год – необычный год, это год Олимпиады Сочи – 2014!
Ведущий Вероника
Именно в этот год вы переступили порог школы и попали в Страну Знаний.
Сегодня у нас на линейке почётные гости: Олимпиада и ее символы.
(Звучит гимн Олимпиады Сочи- 2014)
Выходит Олимпиада, ведет за руки Лучика и Снежинку - символы параолимпийских игр. 3 учащихся выносят флаги России, Кубани, Олимпийских игр. 3 спортсмена несут плакаты с изображением символов Олимпиады Сочи - 2014: Снежного барса, Мишки и Зайки. (Схема 1)

Схема 1.
(Олимпиада проходит по кругу)
Олимпиада: Здравствуйте дорогие ребята, родители и гости! Я пожаловала к вам, потому что этот год – необычный, это мой год, год Олимпиады Сочи 2014! Дорогие первоклассники, сегодняшний день не просто День знаний, но и день «Олимпийского старта Кубани», именно в этот день вы попали в сказочную Страну Знаний! 7 февраля 2014 года в Сочи откроются XXII зимние Олимпийские игры, а с 7 по 16 марта – состоятся XI Паралимпийские зимние игры. К вам в гости я пришла со своими символами.
(Выступают учащиеся, которые держат плакаты с изображением - Снежного барса, Мишки и Зайки).
Ученик 1.
Это горный спасатель-альпинист Леопард. Он всегда готов прийти к вам на помощь. Он прекрасный сноубордист, и научит этому виду спорта всех вас своих друзей и соседей.
Ученик 2.
Это, белый Мишка. С раннего детства он воспитывался полярниками. Именно они научили его кататься на лыжах, бегать на коньках и играть в керлинг. Но больше всего ему нравится кататься на спортивных санках.
Ученик 3.
Это Зайка, – самая активная жительница зимнего леса. Ее друзья всегда удивляются: и когда она все успевает!? Она уверяет, что нет никакого секрета: просто она очень люблю спорт. А еще петь и танцевать!
Олимпиада.
А это мои самые маленькие символы – Лучик и Снежинка, они являются символами параолимпийских игр Сочи. Они мечтали побывать на дне Знаний и познакомиться с маленькими первоклассниками.
Лучик и Снежинка.
- Ой, здравствуйте ребята!
- Ой, как же у вас здесь красиво!
- Какие же вы все умненькие! Какие у вас Бантики красивые!
(рассматривают учеников)
- Как же вам повезло, что вы пришли учиться в эту школу!
(Выход под музыку Нехочухи)
Нехочуха.
Хоп, а вот и я! Ух детишечки, ух попалися! Сейчас я как закручу, заверчу, станете ленивыми, будете есть только мороженое, пироженое, делать ничего не будете, только двоечки получать!
(Раздает первоклассникам двойки)
Лучик и Снежинка.
- Ой, а ты кто такой??
- Совсем не похож на ученика!!!
Нехочуха.
Я великий Нехочуха из страны лени и двоек! (говорит это с гордостью)
Лучик и Снежинка.
- А пусть наши первоклассники сами выберут, где они хотят учиться в стране знаний или в стране лени и двоек!
- Мы будем задавать вопросы нашим первоклассникам и посмотрим, что они ответят «да» или «нет»
Нехочуха.
Ух, не подведите меня! Мои ленивенькие!
Лучик и Снежинка.
(Задают вопросы)
- Никогда не будем врать?
Первоклассники: - Да!
- Друга выручим всегда?
Первоклассники: - Да!
- Никогда не будем драться?
Первоклассники: - Да!
- Будем спортом заниматься?
Первоклассники: - Да
Молодцы, ребята! Вы справились с заданием!
Нехочуха.
Ой-ё-ё-ё-ё-й! А что же мне теперь делать, теперь у меня совсем не будет друзей!
(Плачет)
Лучик и Снежинка.
- Ну, если ты исправишься, то наши первоклассники будут с тобой дружить!
- Исправишься? ( Нехочуха отвечает - «Да!»)
- Дети, Нехочуха исправился, будем с ним дружить?
Первоклассники: - Да!
Олимпиада:
- Лучик, Снежинка, ну где же вы, нам пора возвращаться!
Давайте подарим нашим первоклассникам этот необычный подарок с сюрпризом!
(Лучик и Снежинка выносят сундук с воздушными шарами, на которых изображены пятерки и девиз Олимпийских игр в Сочи-2014 «Олимпийские», «Главные», «Твои». Первоклассники открывают сундук с необычным подарком).
Мы желаем всем гостям олимпийского настроения, спортивного задора и бодрого духа на весь учебный год!
(Олимпиада и ее символы уходят).
Хореографический коллектив «Веснушки» исполняет танец под музыку «Давай, Россия»
Ведущий Вероника:
День знаний – мирный день, необходимый,
Как символ доброты и чистоты,
Давно и прочно горячо любимый,
И щедрый на улыбки и цветы.
Ведущий Диана:
Десять лет назад в нашу школу пришли другие первоклассники, и они, также как и вы, впервые переступили порог этой школы. Сегодня они уже взрослые, солидные одиннадцатиклассники, которые пришли на праздник Первого звонка последний раз.
(Выступление учащихся11 класса)
Ученик 1.
Сегодня праздник у ребят,
"День знаний" называется,
И в школу все они спешат,
Не опоздать стараются.
Ученик 2.
Хотим поздравить первый класс
Мы с этим днем чудесным,
И дать напутствие сейчас
Вам в город интересный.
Ученик 3.
А город этот называть
Мы будем школой знаний,
Который надо посещать
Всегда без опозданий.
Ученик 4.
И в этом городе пробыть
Вам надо 10 лет,
Из класса в класс переходить,
Искать на все ответ.
Ученик 5.
Вам аккуратным надо быть,
Внимательным и дружным,
Учителей своих любить
И слушать очень нужно.
( Учащиеся 11 класс дарят подарки первоклассникам, одевают им колокольчики).
Звучит песня в исполнении Натальи Ерохиной «Школьные годы чудесные»
Ведущий Вероника:
Школа – это особый мир!
Школа – это неповторимое государство!
Школа – это радость и печали.
Школа – это чудеса и традиции.
Ведущий Диана: А сейчас, а сейчас
Слово просит первый класс.
Ведущий Вероника: Передать приятно нам слово нашим малышам.
(Под музыку выходят первоклассники и читают стихи.)
1-й ученик
В этот день, в особый день,
В школу нам идти не лень,
Ведь придумали не зря
Лучший праздник сентября.
2-й ученик
Наблюдал я из окошка:
В школу уходил сосед.
«Подрасти еще немножко»,
- Мне шептал мой старый дед.
Но всегда я спорил с дедом:
«Что за школа без меня!»
А сегодня вот с соседом
В школу к вам пришел и я.
3-я ученица
И я с сегодняшнего дня
Буду первоклассницей.
Вся страна с утра меня
Поздравляет с праздником!
4-я ученик
И я волновался сегодня с утра,
Но мама сказала мне: «в школу пора!»
Я быстро оделся и ранец надел
И первый раз в жизни
Свой завтрак доел.
5-я ученица
Мама мне рюкзак купила
И в него я положила:
Куклу Барби, журнал мод,
Косметичку, бутерброд.
Потом подумала немножко-
Добавила тетрадь с обложкой.
Теперь вдвойне я модница,
Потому что школьница.
6-й ученик
А теперь, а теперь,
Открывай нам, школа дверь!
Принимай, школа нас.
Принимай в первый класс!
(Первоклассники исполняют танец).
Учащийся 11 класса: Дорогие первоклассники! Сегодня вы отправляетесь в плаванье по Стране Знаний. Десять лет назад, мы, как и вы, сейчас, первый раз пришли в школу, мы были активными учениками, принимали участие в акции «Цветик Семицветик», благодаря нашим стараниям, в школьном саду цветет сирень. Мы, как и вы, принимали поздравления.
(Выходит учащийся 11 класса)
Учащийся 11 класса: И сегодня в год экологии, в год Олимпийского старта Кубани мы передаем вам ключ от страны Знаний. Пусть он поможет вам открыть в этой стране все накопленные человечеством богатства. А богатства эти – Знания. Желаем беречь школу, поскорее расти, и своей отличной учёбой и другими успехами прославлять её.
Я вам волшебный ключ дарю,
Он двери школы открывает,
И знаний первую зарю
На вашем небе зажигает.
(Показывает большой золотой ключ и дарит первоклассникам)
Ведущий: Но это еще не все подарки, губернатор Краснодарского края, А.Н. Ткачев, дарит нашим первоклассникам их первые рабочие тетради по кубановедению.
Ведущий Диана Ежегодно 1 сентября школа принимает в свои стены новое пополнение первоклассников. Ежедневно звенит звонкий, голосистый звонок. Вот и сегодня он ждёт своего часа, чтобы оповестить вас о начале учебного года.
Ведущий Вероника
Так пусть звенит звонок прекрасный,
Волшебным звоном пусть манит.
Пусть всех ребят зовет он в классы,
И пусть он чудо сотворит.
Ведущий:
Право дать первый Звонок 2013- 2014 учебного года предоставляется:
ученице 11 класса, отличнице учебы, победителю предметных олимпиад Евдокименко Татьяне.
(Звучит первый звонок)
Ведущий:
Жаль кончается праздник прекрасный!
Но звучит и волнует звонок.
И распахнуты двери и классы.
Начинается первый урок!
Линейка, посвящённая началу учебного года, объявляется закрытой.
(Звучит музыка «Школьные годы» выпускники и первоклассники уходят)

Дорогие гости, мы приглашаем Вас посетить Всекубанский классный час «Олимпийский старт Кубани» и принять участие в акции «Сирень - 45года». 

Всекубанский классный час "Кубань красавица - на века делами славится" Учитель кубановедения: Лукьянченко С.В. 
Цели и задачи: закрепить знания учащихся об истории Краснодарского края, его уникальных особенностях; воспитывать интерес к изучению истории родного края; воспитывать в детях чувства патриотизма, уважения к своей Родине.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация Power Point, альбом с фотографиями учеников, картинки яблок
Ход классного часа
Звучит спокойная музыка, на доске меняются слайды фотоальбома о Краснодарском крае
Учитель: Земля моя приметная,
Зоря моя рассветная,
Дороженька заветная,
Пшеничные края.
Степная ширь привольная,
Морская синь раздольная
В снегах вершины горные
И все – Кубань моя!
Весною в свете месяца
Сады сияют белые
А летом жарко светятся
Хлеба густые, спелые
Здесь счастье настоящее
Летит для всех открытое,
Оно не приходящее
Оно трудом добытое
Земля моя приметная
Зоря моя рассветная,
Дороженька заветная,
Пшеничные края.
Отцы, чья стать не старится,
Сыны, что делом славятся.
Подруженьки – красавицы
И все – Кубань моя.
Тема нашего классного часа «Кубань красавица – на века делами славится».
Много лет назад кубанские земли были дарованы казакам за их доблесть, отвагу и верность царицы и России. Шло время, и наш край становился всё краше.
Не найти в России милой
Благодатней края!
Ты, Кубань, кормилица,
Ты, Кубань, красавица,
Сердцу дорогая!
Как истинные хозяева своей земли казаки вложили душу, облагораживая, поднимая, превращая в жемчужину каждую пядь земли. Сейчас нередко можно услышать: «Кубань – жемчужина России».
Краснодарский край – благодатный южный регион России находится на Северном Кавказе в юго-западной его части и является главной частью Южного федерального округа. Соседи края на северо-востоке – Ростовская область, на востоке – Ставропольский край, на юге – Абхазия, Грузия. Территория Кубани с юго-запада и северо-запада омывается водами теплых морей: Черного и Азовского. Территория региона простирается на семидесяти пяти с половиной тысячах квадратных километрах.
Издавна Кубань славится своим идеальным сочетанием климатических условий, шикарным растительным и животным миром, богатством полезных ископаемых, плодородием почв.


Недра Кубани скрывают более шестидесяти видов различных полезных ископаемых. Открыты запасы природного газа, нефти, цементного мергеля, мрамора, йодо-бромных вод, известняка, гравия, песчаника, кварцевого песка, небольшого количества золота и других. Краснодарский край – это регион со старейшей нефтедобывающей историей, берущей начало в 1865 году.
Бесценным богатством Кубани по праву считается лес. Реликтовые породы деревьев имеют огромное природоохранное значение, а обилие ценных пород делают Краснодарский край основным источником качественной древесины в России.
Регион Краснодарского края может похвастаться и неповторимой фауной. Здесь обитает свыше трехсот видов птиц, 86 – млекопитающих, 11 – земноводных, 20 — пресмыкающихся. Значительное число видов животных занесено в Красную книгу.
Экономическая инфраструктура южного региона страны стабильно развивается. К тому же приближающаяся Олимпиада 2014, которая будет проходить в городе Сочи, обеспечит значительный приток инвестиций. Основными отраслями в структуре ВВП выделяют: транспорт, сельское хозяйство, промышленность (в основном перерабатывающие производства).
Промышленная инфраструктура края отличается высокой степенью сосредоточения специализированных производств в промышленных центрах – Краснодаре, Армавире и Новороссийске. Краснодарский край регион, с развитым сельским хозяйством. Он является важнейшим в экономике России, обеспечивающим наибольший объем валовой сельскохозяйственной продукции. Традиционно край лидирует по сбору зерна, сахарной свеклы, по производству семян подсолнечника и виноградных вин.
Краснодарский край может похвастаться пятью аэропортами (группа «Базэл Аэро»). Из них международные аэропорты находятся в Краснодаре, Анапе и Сочи, внутренние – в Ейске и Геленджике. Самый крупный аэроузел — аэропорт «Пашковский» в Краснодаре.

Курорты Краснодарского края стали российским брендом, который активно используется для популяризации и интенсивного развития отдыха на Черноморском и Азовском побережьях Краснодарского края. В итоге за период с 2002 по 2010 гг количество туристов, ежегодно посещающих курортные города Кубани, выросло с 5 миллионов человек до 13. Одновременно с этим значительно увеличился и общий объем инвестиций.
Благодатный Краснодарский край изобилует удивительными природными красотами, щедро одаривая туристов уникальным климатом, чистым воздухом, солнечными ваннами и морскими купаниями в теплых водах.

Ученик: Кубань – земля такая:
Лишь первый луч скользнёт –
И в поле оживает,
И гром земной плывёт,
И землю плуг срезает,
Как масло.
Круглый год
Здесь что-то засевают,
И что-то убирают,
И что-нибудь цветёт…
(участницы народного вокального коллектива «Радонька» исполняют песню «Здравствуй, наша Кубань!»)
Богат наш край садами и хлебами.
Цемент и нефть он Родине даёт…
Но самый ценный капитал Кубани –
Простой и скромный труженик – народ.
Учитель. На Кубани во все времена любили землю и умели на ней трудиться. Благодаря людям Кубань стала красавицей и на века своими делами славится. Так и в нашем селе, есть люди которые славятся своими добрыми делами. Об этом нам расскажут наши ученики.
Ученик 2. (Рассказ об односельчанине, директоре ЗАО «Марьинское»
Маркарьяне Альберте Степановиче.
Родился он 10 марта 1936 года в Славянске – на - Кубани, в 1961 году по окончанию Кубанского сельскохозяйственного института был направлен в Староминскую районную инспекцию по закупке сельхозпродуктов. Затем работал в Новокубанском районе сначала главным зоотехником, затем заместителем председателя колхоза.
С февраля 1974 года Альберт Степанович – директор Армавирской птицефабрики. И вот уже более трех десятков лет бессменно руководит Маркарьян А.С. крупнейшим хозяйством района. Он награждён многими медалями, в том числе: «За доблестный труд», «За выдающийся вклад в развитие Кубани» I степени, является кавалером орденов «Ленина», «Трудового Красного Знамени», «Октябрьской революции», «Дружбы народов». Читаю строки из его книги «Дорогие мне имена»: «…14 февраля 1974 года начался мой первый рабочий день на птицефабрике. Я называю его счастливым, потому что он подарил мне интересную, увлекательную работу, потому что он дал мне возможность многолетнего общения с прекрасными людьми…».
Мне понравились слова Альберта Степановича из интервью: «Я знаю, что люди мне верят, а это дорогого стоит… Зимой на утреннюю дойку приеду, знаю, что одним своим присутствием людей подбодрю, они видят, что не только им приходится вставать так рано. Кто дорожку первый раз по снегу пробивает? Доярка …» Вот это настоящий руководитель, думающий прежде всего о простых людях. И здесь же он говорит о том, что на всю жизнь запомнил слова отца: «Альберт, никогда не делай людям зла!» Вот так он, взяв наказ своего родителя, всю жизнь делает людям только добро.
Учитель. В нашем селе много почетных жителей, один из них сегодня присутствует на нашем классном часе, это председатель совета ветеранов Вольненского сельского поселения Удовиченко Раиса Ивановна.
(Выступление Удовиченко Раисы Ивановны)
Учитель. А чтобы наша Кубань и дальше процветала, надо каждому её жителю помнить простые, но в то же время важные слова: «Земля отцов – твоя земля!»
Вы тоже являетесь достойными жителями Кубани, вы учились и трудились весь год, и даже не можете представить, что каждый из вас добился. Я весь год была рядом с вами и следила за вашими достижениями.. Я составила «Книгу достоинств нашего 9 класса».
(Просмотр мультимедийной презентации «Книга достоинств 9 класса»)
Учитель. Все вы вырастите, выберете разные профессии, но помните, что только ваша любовь к родной земле и честный труд сделают наш край ещё лучше, краше и богаче. И, может быть, благодаря кому-то из вас на Кубани появится ещё одна жемчужина.
Наш классный час подошёл к концу. Посмотрите, какая книга о жемчужинках Краснодарского края у нас получилась. Спасибо за внимание!